В наше время собственный автомобиль может стать не только средством передвижения, но и источником стабильного дохода, особенно если его владелец решит стать таксистом. Работа на такси на личном автомобиле позволяет совмещать её с основным занятием и получать дополнительный заработок. Однако следует помнить, что данная сфера деятельности строго регулируется законодательством.
Требования к водителю и автомобилю
Правила перевозки пассажиров на такси жестко регламентированы федеральными законами и местными нормативно-правовыми актами. Например, в Москве автомобиль такси должен быть окрашен в желтый цвет и иметь опознавательные знаки, а также колпак с «шашечками».
К требованиям к водителю относятся:
- минимальный возраст 21 год;
- стаж вождения не менее 3 лет;
- гражданство РФ или другой страны СНГ;
- наличие лицензии;
- знание русского языка;
- отсутствие судимости.
Последний пункт был добавлен в список в 2022 году, и с тех пор начались масштабные проверки водителей на предмет наличия судимостей.
Чтобы работать на своем автомобиле в такси, транспортное средство не должно превышать возраст шести лет, а также обязательно должно быть оборудовано датчиком ГЛОНАСС. Также требуется, чтобы автомобиль имел левый руль, российские номерные знаки и страховку ОСАГО.
Выбор автомобиля для работы в такси
Работа на такси станет прибыльной, если расходы на эксплуатацию автомобиля будут минимальными. Поэтому автомобиль должен быть недорогим в обслуживании, иметь высокий ресурс и экономичный расход топлива. Также важно, чтобы в салоне было достаточно места и имелся большой багажник. Под эти критерии подходят:
- «Лада Ларгус»;
- «Лада Гранта»;
- «Лада Веста»;
- Hyundai Solaris;
- KIA Rio;
- Renault Logan;
- Ravon R4 (Chevrolet Cobalt узбекской сборки);
- Skoda Octavia.
Отечественные автомобили представляют собой оптимальный вариант по затратам и простоте конструкции, но из-за низкого уровня комфорта они подходят преимущественно для работы по тарифу «Эконом». Исключение составляет «Лада Веста», которая обладает более высоким статусом. Среди иномарок предпочтительны модели с атмосферными или дизельными двигателями, так как они экономичны и не требовательны в обслуживании.
Работать на дорогом премиальном автомобиле имеет смысл только в случае подключения к премиальному тарифу с высокими ставками. В противном случае все доходы могут быть поглощены расходами на обслуживание. Премиальные тарифы предъявляют высокие требования к автомобилю:
- идеальное техническое состояние;
- наличие зарядки для смартфона, электростеклоподъемников сзади, кожаной отделки салона и других опций;
- сдержанный цвет и отсутствие наклеек.
Трехдверные хэтчбеки и небольшие автомобили класса «А», например, Daewoo Matiz или Ravon R2, имеют низкий спрос. В первых сложно разместиться, а во вторых чувствуется стеснение даже для среднестатистического человека.
Машины с возможностью установки третьего ряда сидений, такие как «Лада Ларгус», пользуются высоким спросом. Их часто заказывают для междугородних деловых поездок, что делает таксирование на таких машинах крайне выгодным.
Организация работы
Большинство таксистов со своим автомобилем работают через агрегаторы – интернет-сервисы с функцией диспетчера. Можно работать и самостоятельно, но значительная часть популярных мест (вокзалы, рынки и другие) занята местными диспетчерскими службами и посторонние водители туда не допускаются.
Наиболее крупные агрегаторы в России включают:
- «Яндекс Такси»;
- «Везет»;
- «Максим»;
- Gett;
- «Ситимобил».
Онлайн-диспетчеры принимают заказы от клиентов и распределяют их между водителями. В случае нескольких желающих система выбирает ближайшего таксиста, но если все кандидаты находятся на одинаковом расстоянии от заказчика, предпочтение отдается водителю с наивысшим рейтингом. Рейтинг формируется на основе оценок, которые клиенты ставят водителю за последние 60 дней.
Сотрудничество с агрегатором предлагает максимальный комфорт:
- каждый водитель имеет личный счет, начисление и списание средств автоматизировано;
- система отображает районы с повышенным спросом на такси и устанавливает увеличенные тарифы;
- при возвращении домой система подбирает пассажиров в том же направлении.
Также предусмотрена гибкая система бонусов и других поощрений. Например, «Яндекс Такси» и некоторые другие агрегаторы предоставляют дополнительные выплаты за короткие поездки, чтобы водители не отказывались от них.
Взаимодействие с онлайн-диспетчером осуществляется через приложение «Таксометр», которое доступно только для операционной системы Android.
Агрегатору необходимо периодически предоставлять фотоотчет о состоянии автомобиля, включая салон, багажник и внешний вид машины со всех сторон. Иногда выполняется также очная проверка. Водителей отправляют на заказ, а по прибытии на место их ожидают представители агрегатора для осмотра автомобиля.
За свои услуги диспетчерский сервис взимает комиссию
В каком статусе работать
Для того чтобы заниматься таксованием на своем автомобиле через агрегатор, необходимо оформить свидетельство на индивидуального предпринимателя (ИП). При этом налог на доходы уплачивается по упрощенной системе и составляет всего 6%, что является значительно меньшей ставкой по сравнению с теми, кто работает на таксопарках и платит 13%.
Тем не менее, можно обойтись и без статуса ИП, но в таком случае приходится подключаться к агрегатору через посредническую компанию, которая взимает комиссию за свои услуги. Кроме того, налоговая ставка также увеличивается до 13%.
Вариантом для таксиста является также получение статуса самозанятого, что предоставляет ряд преимуществ:
- низкая налоговая ставка – 4% на доходы от физических лиц и 6% на корпоративные заказы;
- отсутствие необходимости в онлайн-кассе, декларациях и бухгалтерском учете;
- освобождение от НДС и налога при отсутствии дохода;
- необязательность уплаты обязательных страховых взносов (медицинская страховка включена в налог, взносы в ПФР производятся по желанию).
После оформления статуса самозанятого действует налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, что еще снижает ставку налога на доходы физических лиц до 3%, а для юридических лиц до 4%.
Хотя законодательство о самозанятости распространяется на физических лиц, но не на таксистов. Чтобы перейти на новую систему налогообложения, необходимо направить заявление в налоговую.
Однако самозанятость имеет и свои недостатки:
- налог облагается на весь доход, включая чаевые, доплаты и бонусы от агрегатора, а расходы не учитываются;
- стаж работы в качестве самозанятого не учитывается при расчете пенсии;
- нельзя нанимать сотрудников, а годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей.
Тем не менее, в любой момент можно отказаться от статуса самозанятого. Однако многие агрегаторы поощряют переход на этот статус, предоставляя различные бонусы и преимущества. Поэтому большинство водителей, работающих в такси на своем автомобиле, выбирают статус самозанятого.
Как больше зарабатывать
Доход таксиста зависит от выбранного тарифа. Для достижения более высокого заработка следует соблюдать следующие рекомендации:
- Поддерживайте чистоту в салоне и будьте вежливы с клиентами. Хорошие оценки от них повысят ваш рейтинг и обеспечат приоритет в получении заказов. Система игнорирует водителей с рейтингом ниже 4.
- Работайте чаще в ночное время, когда ставка повышается, а расход топлива снижается из-за отсутствия пробок.
- Выбирайте зоны повышенного спроса для работы, так как в этих местах действуют повышенные тарифы.
- Не отказывайтесь от заказов, так как это может снизить ваш рейтинг. Если нужен перерыв, выставьте статус «занят» в приложении, чтобы не получать заказы.
- В периоды без клиентов лучше просто оставаться на месте, чем мотаться по городу в поисках заказов, так как это лишь приводит к излишнему расходу топлива.
- Старайтесь работать на максимально возможной смене, чтобы не тратить время и топливо на дорогу домой.
- Не нарушайте правила дорожного движения, чтобы избежать штрафов, которые могут съесть весь ваш дневной заработок.
- Подключитесь к нескольким агрегаторам, чтобы получать больше заказов. Однако будьте готовы к тому, что в этом случае вы будете чаще отвлекаться на различные заказы.